Закрыть
Регистрация
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

О физической и нефизической величинах

Публикации по КИПиА

О физической и нефизической величинах 13.05.13 16:56
Одноклассники Facebook LJ Twitter В Контакте

А.С.Бондаревский,

д.т.н., главный научный сотрудник ОАО «Ангстрем-М»,
г. Москва, Зеленоград)

Внимательное прочтение статьи позволяет любознательным метрологам-практикам расширить свой метрологический кругозор и задуматься над, казалось бы, знакомыми и привычными вещами. А это всегда полезно!

                                                                                                                               «Что нужно нам, того не знаем мы...».
                                                                                                                                И. Гёте. “Фауст”

     Принятые в отечественной литературе определения физической величины являются неправильными, а нефизической величины - путаными, противоречивыми и потому не выражающими сути.

     Физическая величина. Основное, порождённое ГОСТ 16263-70, МИ 2247-93 и повторённое в многочисленных учебниках, учебных пособиях и справочниках по метрологии (например, [1], [2] и др.) определение физической величины имеет вид:

«свойство, общее в качественном отношении для множества объектов и индивидуальное в количественном отношении для каждого из них».

     Пример. Свойство надёжности является «общим в качественном отношении для множества объектов»  (скажем, измерительных приборов, преобразователей, систем) и в то же время, совершенно «индивидуальным в количественном отношении» для каждого из образцов этой аппаратуры.

     В соответствии с принятым определением получается, что надёжность есть физическая величина. Отнюдь. Надёжность как раз представляет собой типичную нефизическую величину (см. ниже) в отличие от ряда тоже надёжностных, но, тем не менее, величин оцифровываемых и потому физических. Здесь, таких как безотказность, сохраняемость и ресурс (долговечность).

     Нефизическая величина. Как утверждается в учебнике по метрологии [3], нефизическая величина - это есть некий «показатель» («экономический», «квалиметрический», «патентно-правовой», «безопасности», «экологичности»).

     В результате получается, что если физические величины являются очевидно материальными субстанциями, то нефизические величины в трактовке [3], как показатели, представляют собой информацию.

    Допустим, что это так и есть. Но далее там же, в [3], приводятся примеры таких, по мнению автора [3], нефизических величин, как безотказность, сохраняемость, ресурс. Однако очевидно, что эти величины, как действующие на органы чувств человека, являются уже не информационными, а материальными субстанциями.

    Ну и чему тут верить? («Из двух противоречивых суждений одно является ложным» - закон исключённого третьего). Какое именно?

    Или ещё, руководство по метрологии [4], изданное в серии «Учебник для XXI века». В нём нефизическая величина определяется как нечто, «присущее общественным ("нефизическим") наукам - философии, социологии, экономике». Ну а как быть с той же нефизической величиной - надёжностью, которая, как сугубо техногенная, явно не «присуща общественным наукам»?

     Так всё-таки, что же представляют собой физические и нефизические величины и как они определяются?

     Ниже определению этих понятий предшествует раскрытие таких их основополагающих генерализаций, как «качество», «свойство», «контроль» и «измерение».

     Понятие категория «качество»*(У. Эшби: «Я вхожу в недра философии только тогда, когда меня вынуждает к этому сложность вопроса, с которым я встречаюсь».).

     Известно, что качество той или иной реалии есть её  самость, т.е. то, в чём эта реалия заключается* ( * Здесь и ниже, если не оговорено иное, под качеством понимается субстанция материи).  В данном случае отвечает на вопрос: «Что есть эта реалия?»  (Аристотель) или «Что эта реалия собой представляет?».

[Отметим, что под качеством часто (особенно в западной литературе) понимается ещё степень совершенства чего-либо (в контексте: «качество изделия», «повышение качества», «измерение качества изделия», «служба качества». Все эти понятия качества не имеют отношения к рассматриваемой категории качества].

     Что же касается отношений с внешним миром, то категория качества имеет статус кантианской «вещи в себе» (от нем. «Ding an sich» - вещи как таковой, «самой по себе). В данном случае, «вещи»-реалии, являющейся принципиально недоступной для непосредственного восприятия субъектом, и, таким образом, существующей независимо от него, объективно.

     Но, являясь принципиально недоступной для непосредственного восприятия субъектом, категория качества обладает фундаментальным свойством наблюдаемости - возможности её наблюдения (вычленения из окружения) субъектом (человеком-оператором).

     И ещё. Всякое качество, как некая объективная изначальность-прообраз в познании, является принадлежностью косно- и биосферы [5] - сфер истины («истинных значений»). Но ... - альтернативная качеству субстанция свойства, принадлежащая ноосфере [5], и, по определению (см. ниже), субстанция субъективная.

     Понятие «свойство» [6]. Как было отмечено, всякое качество может проявиться (явиться вовне) - путь познания качества только в процессе его наблюдения человеком-оператором (наблюдателем). Здесь, проявиться в процессе наблюдения качества, как его определённого локально аппроксимирующего «видения»  (представления о качестве) человеком-наблюдателем.

    Такая наблюдаемость качества обусловливает её результат - получение человеком-наблюдателем некоей, таким образом, субъективной локальной («апертурной») аппроксимации-модели качества. Вот эту, очевидно односущностную (т.е. тоже материальную) с качеством и локально аппроксимирующую его модель качества, и принято называть свойством. Здесь - свойством качества.

     При этом, модель качества - односущностную с качеством. В данном случае, односущностную с качеством в том смысле, что свойство качества-материи есть модель-материя, а свойство качества-информации есть модель-информация.

    Таким образом, качество непосредственно, как таковое (без использования промежуточной субстанции свойства), воспринято человеком-наблюдателем быть не может. Что же касается свойства, то оно уже может быть воспринято человеком-наблюдателем, для того это понятие и было придумано Аристотелем. А уж через свойство, таким обазом, опосредованно, может быть осуществлено и восприятие самого качества.

    Однако осуществлено это восприятие качества с помощью свойства уже не может быть «безнаказанным». «Платой» за такую возможность, как оказывается, является возникновение обязательного спутника всякого свойства. Здесь, того, что обычно называют «погрешностью» [погрешностью как «невязкой»-отделённостью качества-истины (мира истинных значений - мира природы или косно- и биосферы) от свойства (мира действительных значений - мира человека или ноосферы)].



Возврат к списку

ON-LINE версия